Главная » Статьи » Мои статьи |
План - конспект Урокапо ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ«Конструкция, декор предметов народного быта и труда»(5 клАсс)Форма занятия: Комбинированное учебное занятие. Цели и задачи: обучающие, развивающие, воспитывающие:
Ожидаемые результаты: Пробуждение интереса к изучению народного искусства, понимания сложности и красоты в создании формы предметов быта и их росписи. Оборудование: краски, кисти, заготовки для росписи; цветная бумага для аппликации; репродукции и иллюстрации; таблицы; презентация по теме занятия; музыкальное сопровождение практической работы на занятии.
Оформление доски: иллюстрации из серии «Декоративно-прикладное искусство», плакат для рефлексии.
Приёмы и формы обучения:
Ход урока:
Организация класса Приветствие учеников с учителем. Проверка готовности к уроку. Повторение ранее пройденного: У нас сегодня урок-путешествие, но не в пространстве, а во времени. У каждого путешествия есть свой пункт назначения и своя цель. Давайте и мы с вами определимся с целью нашего похода за знаниями. Обратите внимание, у вас на столе лежит маршрутная карта нашего пути – учебник. Как он называется? - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», а раздел «Древние корни в народном искусстве». - Как переводится с латинского языка слово «декор»? Декоративный – значит украшенный, нарядный. Прикладной – используемый в быту, имеющий практическое значение. II. Постановка цели урока. Мотивация к деятельности. Вот мы с вами и попытаемся сформулировать цель и задачу нашего урока. Мы с вами живем в самой большой стране мира, с древней и прославленной подвигами народа историей, мы с вами должны гордится своей Родиной, а чтобы гордится по праву, нужно знать историю своего народа, в том числе и истоки народного искусства. Вы, может быть слышали такое выражение «Иван, не помнящий родства…» Означает оно человека, не помнящего и не блюдущего традиций, не уважающего обычаи предков, отрекшегося от своего окружения. Значит, изучение нашей с вами истории народного искусства - обязательное условие развития полноценной личности, сегодня же мы рассмотрим единство формы и декора и обязательно будем формировать художественные навыки работы в техники росписи и аппликации. III. Сообщение темы. Сегодня мы подробнее познакомимся с различными предметами крестьянского быта. Тема нашего урока «Конструкция и декор предметов народного быта». Восприятие и усвоение нового учебного материала Ребята, давайте представим, что мы с вами, путешественники и устав в дороге мы заглянули в крестьянскую избу конца 19 века. (на доске интерьер крестьянского жилища) Здесь все как в природе – гармонично и совершенно. -Вспомните, ребята, как называется передний угол избы? - Почему он так называется? (Красный - значит красивый. В углу на полочке стояли иконы, это считалось главным местом в доме. Это духовный центр дома. Самых почетных, дорогих гостей сажали в красный угол, на лавку за стол). -Правильно, а еще красный угол в крестьянской избе олицетворял что? … (зарю) -Потолок был подобен чему? … (небесному своду). Пол подобен … (земле). -А своеобразным материальным центром крестьянского жилища, символом тепла, главным оберегом семьи была …конечно же печь. - Какую роль играла печь в жизни крестьянской семьи? (Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. Печь считали семейным очагом. На ней сушили варежки и валенки. Ребятишки, забравшись на печь, слушали сказки). -Видим ли мы шкафы для посуды? (Нет. Всю посуду, крестьянскую утварь хозяйка расставляла на верхнюю полку под потолком – половошник, а вещи, носимые раскладывали по сундукам.) -Что еще из мебели мы здесь видим? (Широкие лавки, которые прибивались к стенам и полу, на них и сидели, и спали. Детская колыбель, подвешенная к потолку. - Колыбель – детская кроватка или люлька, позволяющая укачивать грудного ребенка. С давних пор сложилось много правдивых суеверий, связанных с кроваткой-качалкой. Каждая мать подвешивала в колыбельку игрушку-оберег. - А об этом сейчас нам расскажут и покажут ученицы нашего класса, выполнившие проект «Русская тряпичная кукла» IV. Защита творческого проекта Выступают с защитой проекта ученицы 5 «а» класса.
V. Формирование новых знаний.
- Для кого же создавал эти предметы русский человек? Конечно для себя, для своих нужд. Значит, невольно он как бы примеривал их к себе, чтобы они соответствовали пропорциям его тела, размеру руки. Так вот размеры и пропорции человеческого тела и служат тем началом, той величиной, которая связывала все творения народного искусства от детской люльки до ковша. Чаша … Как вы будете пить воду, если у вас нет сосуда? Конечно, вам ничего не останется, как сложить ладони в пригоршню. Таким образом, происходит как бы очеловечивание тех вещей, которые создает крестьянин для себя. На протяжении всей истории человек создавал предметы, которые обеспечивали его жизнь и его быт. При этом он не просто их создавал, но и стремился к тому, чтобы они были удобными для пользования и красивы, т.е. совершенствовал их конструкцию и декор. Итак, давайте сейчас смотреть и любоваться предметами быта, о которых мы, современные люди, уже давно забыли. Смотрите внимательно, потому что - то, что вы увидите, вам пригодится при выполнении задания. Посмотрите, какие прекрасные туеса! В них ягоды могут храниться целый год. А вот ковши. Прообразы их можно найти в природе. Какой ковш более сильный, строгий по форме? (с конскими головами). Я думаю, что вам интересно будет узнать, что ковш с конскими головами как бы олицетворял хозяина дома. Поэтому у него такой мужественный облик, а ковши-утицы – образ доброй хозяйки. Ковши тоже украшены резьбой и узорами. Резным ковшам мастера могли придавать самую разнообразную форму. На ручках этих ковшей-черпаков мы видим знакомый нам образ коня. Это ковш-наливка. Представьте сколько старания, умения, любви вложил мастер в их создание. В форме уточек, игрушечных кресел вырезали солонки. А вот деревянные ложки. Обратите внимание на необычные резные узоры на ручках. И здесь мы видим образ коня, символы солнца, земли, древо жизни. Деревянные ложки тоже красочно расписывались символическими узорами. На ложках мы видим изображение солнца, сказочных птиц. -А чем изба украшалась? (Вышитыми полотенцами, скатертью, занавесками, самоткаными половиками.) -Что еще привлекает ваше внимание в интерьере избы? (Хозяйка в русской народной одежде прядет пряжу, посуда необычная.) -Чем она необычная? (Непохожа на современную, необычная форма посуды, узоры.)
Итак, мы с вами рассмотрели различные предметы народного быта. Вы видели, что все они были очень разными по форме, но все одинаково красивы, украшены солярными знаками. -А разве бы они не выполнили своего назначения без росписи и резьбы? Ведь главное назначение этих предметов в том, чтобы быть полезными человеку. А откуда у русского человека такая тяга к красоте? Как вы думаете? Давайте порассуждаем. (В доме становится уютнее, когда в нем живут красивые вещи. Красивые предметы поднимают настроение. Когда человек берет в руки красивую вещь, он становится добрее. В жизни крестьянина было так много нужды, что красота как-то скрашивала его жизнь). Да, ребята, вот видите, оказывается, красота в жизни русского человека была как хлеб насущный, как соль и вода.
VI. Постановка художественной задачи. Теперь послушайте задание, которое будете выполнять. У вас на столах лежат трафареты старинных предметов. Обратите внимание, что у ковшей нет ручек, вы должны придумать их форму и расписать. Вспомните, какие ковши вы видели в презентации… в виде коня, в виде птицы. У тарелок и кувшинов нет росписи, ваша задача сделать их красивыми.
Ребята, которые будут работать с ложками, тоже должны придумать форму ручки, она должна быть выразительной, необычной. Она может быть гладкой, волнистой, заостренной, утолщенной, загнутой на конце.
- Скажите, какими узорами, символами вы будете украшать предметы? (Символами солнца, земли, воды, т.е. солярными знаками. Можно изобразить птицу счастья или коня.) - А что означают эти символы? (Счастье, радость, богатство.)
VII. Практическая работа. Возьмите трафареты, приложите к листу и простым карандашом обведите их. Продумайте и сконструируйте недостающие элементы предметам, а затем сделайте мир ярким, раскрасьте. Какие цвета вам понадобятся? Какие цвета предпочитали народные умельцы? (Красный, желтый, коричневый, изредка зеленый, синий, черный.) Красота росписи достигается вовсе не обилием цвета, а согласованностью ограниченных цветов. На выполнение задания у вас 20 минут. Работаем быстро и качественно. (Звучит русская нар. музыка.)
VIII. Просмотр и анализ работ. Теперь посмотрим, что у вас получилось. -Ребята с тарелками выходите к доске, покажите свои работы. -Выходите ребята с ковшами, покажите ковши. Трудно было рисовать ручки для ковшей с образами коней, птиц? -Теперь мастера по росписи ложек, выходите. Молодцы, в таких красочных ложках и еда будет вкуснее. - Приглашаем артель по вышивке (на нашем уроке аппликации) полотенец IX. Подведение итогов. Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Вы сегодня выступили в роли народных умельцев, раскрашивая предметы народного быта. Вы поняли, что конструировать и создавать декор сложная, но творческая и радостная работа. Вы, как старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души. “С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся”. На уроке мы не только пытались создавать единство конструкции и декора предметов народного быта, но и прикоснулись к нашим древним корням, к памяти предков. Надеюсь, что сегодняшний урок способствовал формированию любви и понимания к национальному российскому искусству. А это и были главные цели нашего урока. Наведите порядок на своем рабочем месте и можете быть свободны. Всем спасибо. Урок окончен. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 73 | |
Всего комментариев: 0 | |